Дени́с Ива́нович Фонви́зин (3 (14) апреля 1745, Москва,
Российская империя — 1 (12) декабря 1792, Санкт-Петербург, Российская империя)
— русский литератор допушкинской эпохи. Фамилия Фон Визин (von Wiesen) писалась
в XVIII в. в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до
половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово
Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее
более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из
перерусских русский».
Биография
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик
Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний,
самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не
о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой
действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
Денис Иванович Фонвизин происходил из стародворянской семьи.
Учился он в той же дворянской гимназии при Московском университете, в которой
учился и его ровесник Новиков, затем учился на философском факультете
университета. В 1760 г.
в числе десяти лучших гимназистов Фонвизин и его брат Павел прибыли в
Петербург. Здесь он познакомился с Ломоносовым, с основателем русского театра
Ф.Г. Волковым и впервые увидел театральное представление, первой пьесой была
пьеса датского писателя Гольберга «Генрих и Пернилл». В 1761 г. по заказу одного из
московских книгопродавцов Фонвизин перевел с немецкого басни основоположника
датской литературы Людвига Гольберга. Носитель идей века Просвещения,
рационалист и моралист Гольберг, стремившийся подчинить всё своё художественное
творчество воспитательным задачам – созданию «новой породы людей», был близок
Фонвизину и в дальнейшем. Всего Фонвизин перевёл 226 басен. Затем (в 1762 г.) он переводит
политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская
добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого
«Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы»
Овидия, в 1769 г.
сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и
благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем
был Руссо.
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные
произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Фонвизин
находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от
Вольтера до Гельвеция. Он сделался постоянным участником кружка русских
вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его
служебной карьере. Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 г. Фонвизин, служивший
тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при уже
известном тогда кабинет-министре Елагине, под началом которого служил и Лукин.
Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой
самой императрице, автор был приглашен в Петергоф, после чего последовали и
другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла
Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным. В 1769г. Фонвизин перешёл на
службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее
близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его
непосредственным указаниям, составил замечательный документ – «Рассуждение о
истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того
о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». «Рассуждение»
содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её
фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном
случае насильственным переворотом.
В 1777 – 1778 гг. Фонвизин выезжает за границу и довольно
долго находится во Франции. Отсюда он пишет письма к своей сестре Ф. И.
Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма
носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина,
наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических
явлениях в жизни французского общества, позволили ему нарисовать исторически
верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую
действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только
во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического
порядка на родине. Он оценивает по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции
– торговлю и промышленность.
Одним из лучших произведений русской публицистики является
«Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 – начало
1783гг.). Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина – будущего
императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считает
необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала
возможность новой пугачевщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть
дальнейших потрясений. Отсюда основное требование – введение «фундаментальных
законов», соблюдение которых необходимо и для монарха. Наиболее впечатляющим
является нарисованная писателем-сатириком картина современной ему
действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного
управления.
Борьба Фонвизина с Екатериной II и царствующим в стране злом особенно
усилилась в 1782-1783 гг. Она развернулась на страницах «Собеседника любителей
российского слова», журнала Российской академии (Фонвизин стал её академиком в
1783 году). Большое место в журнале отводилось «Запискам касательно российской
истории» – тенденциозному произведению Екатерины. Здесь печатаются также
фельетоны «Были и небылицы». В третьей книге журнала Фонвизин напечатал
«Вопросы к автору "Былей и небылиц”». Полемика носила ярко выраженный
политический характер. Фонвизин касался внутреннего положения в стране:
фаворитизма, отсутствия гласности в суде, нравственного разложения дворянства.
В журнале «Собеседник...» не была разрешена к публикации ещё
одна публицистическая статья Фонвизина – «Всеобщая придворная грамматика» (1783 г.), в которой
сатирическому осмеянию подверглись приближенные императрицы. Сатирически остро
написаны: «Письмо, найденное по блаженной кончине надворного советника
Взяткина» и «Наставления дяди своему племяннику», в которых показано, как,
пренебрегая честью и долгом, используя служебное положение, наживаются
чиновники в самодержавно-бюрократическом государстве.
В комедии "Бригадир" действуют две семьи
провинциальных помещиков. Образ Ивана, сына бригадира, неистового галломана,
занимает центральное место. Фонвизин показывает, как паразитические условия
существования помещиков воспитывают не только тупого, невежественного и
жестокого тунеядца, но и холодного, расчетливого эгоиста, циника и развратника,
ярого ненавистника отечества, бездушное существо, не знающее рода и племени.
Пушкин очень высоко ценил веселость и крайне сожалел, что в
русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Вот почему он с любовью
отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность
драматургии Фонвизина и Гоголя.
Наиболее известноста сатира Фонвизина «Недоросль» (1782 г.).
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Простаков.
Г-жа Простакова, жена его.
Простаков, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Скотинин, брат г-жи Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых.
Творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым
драматургом XVIII века.
Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический
писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти
века, воевавший с тиранией. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина
изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не
изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Тем самым не выяснен
до конца просветительский характер его художественных произведений, их место в
общественной жизни России в канун появления книги А.Н.Радищева «Путешествие из
Петербурга в Москву» (1790).