ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
ТРАНСПОРТ
ИЗОБРЕТЕНИЕ ПАРОВОЗА
Паровоз был изобретен в России в 1833 году отцом и сыном
Черепановыми, русскими механиками-изобретателями. В 1835 году они создали
второй, более мощный паровоз. Чугунная рельсовая дорога (построенная ими же) протяженностью
3,5 километра
была проложена в Нижнем Тагиле от Выйского завода до Медного рудника.
ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Первая пассажирская железная дорога была открыта в России
для движения 30 октября 1837 года: между Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность
составляла 24 версты (25,6
километра). А в 1851 году была открыта железная дорога
Петербург — Москва протяженностью около 650 километров. У
паровозов тех времен были свои имена: «Богатырь», «Орел», «Слон», «Лев»,
«Стрела», «Проворный».
Вагоны третьего класса на первых русских железных дорогах
находились в передней части состава. Вагоны были снабжены жесткими скамьями, но
не имели крыши, поэтому пассажиры чаще ездили... под скамьями, где спасались от
искр, снопами вылетавших из паровозной трубы, и холода.
ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТЕПЛОВОЗ
Первый в мире тепловоз (мощностью 1000 лошадиных сил) был
построен ленинградскими заводами «Красный путиловец» (ныне объединение
«Кировский завод»), Балтийским и «Электрик». Тепловоз впервые появился на путях
Октябрьской железной дороги 6 ноября 1924 года. С 1957 года полностью прекращен
выпуск паровозов, паровозостроительные заводы переключились на выпуск
тепловозов.
ПЕРВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ
Первый электрифицированный пригородный 19-километровый
участок железной дороги (Баку — Сабунчи — Сураханы) был открыт для движения
первых электричек 6 июля 1926 года. Затем в 1929 году вступил в эксплуатацию
участок Москва — Мытищи Северной железной дороги (17,7 километра).
САМЫЙ МОЩНЫЙ ЭЛЕКТРОВОЗ
Самым мощным в мире электровозом является построенный в 1985
— 1986 годах в Новочеркасске «ВЛ-86». Этот локомотив был построен специально
для работы на Байкало-Амурской магистрали. Причем ему не страшна даже
температура до минус 60 градусов по шкале Цельсия. Мощность электровоза — 11
400 киловатт (15 287 лошадиных сил) — позволяет ему развивать максимальную
скорость 110
километров в час.
СОСТАВ-ТЯЖЕЛОВЕС
Представьте себе поезд из более чем... 400 вагонов, общей
длиной 6 километров
450 метров.
Скажете, — невероятно. Но именно такой поезд с рекордным весом 43 467 тонн
провели по трассе в начале 1986 года железнодорожники Целинной железной дороги
совместно с учеными московского и ленинградского транспортных институтов.
Состав тащили несколько локомотивов.
САМЫЙ МАЛЕНЬКИЙ ПАРОВОЗ
Микромастер Михаил Маслюк представил на выставку в
Политехнический музей в Москве макет паровоза, на котором В. И. Ленин в 191/
году прибыл из эмиграции в Петроград на Финляндский вокзал. Паровоз был
установлен на срезе человеческого волоса. На площади в один квадратный
миллиметр можно разместить 600 таких паровозов.
САМАЯ ДЛИННАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Самой длинной железной дорогой в мире считается
Транссибирская магистраль, протяженностью 9438 километров от
Москвы до Находки на Дальнем востоке. На этом пути 97 остановочных пунктов.
Чтобы проехать по ней из конца в конец, необходимо более 8 дней.
Байкало-Амурская северная магистраль (БАМ), протяженностью 3145 километров,
строительство которой силами заключенных началось в 1938 году и возобновилось в
1974 году, была введена в действие 27 октября 1984 года Для реализации этого
проекта необходимо было выбрать 382 миллиона кубических метров земли и пост
|