Изобретение
автомобиля
Джордж Болдуин Селден, юрист из г. Рочестер, в конце 70-х
гг. XIX века заявил об изобретении «уличного локомотива». Если верить Селдену,
он задумал самодвижущийся экипаж еще во времена Гражданской войны в США, но в
реальную конструкцию свой замысел так и не воплотил. Возможно, поэтому, подав
первую заявку на патент аж в 1877
г., он смог получить последний только спустя
восемнадцать лет, в 1895 г.,
когда каждый мог убедиться в том, что такие игрушки действительно ездят. Однако
он отлично поднаторел в законах, и его последняя заявка оказалась
сформулирована настолько филигранно, что под нее подходил практически любой
автомобиль. Селден запатентовал конструкцию авто, как таковую, с описанием
общей компоновки и принципов действия: в патенте за N 549.160 от 5 ноября 1895,
в частности, значилось, что изобретен «безлошадный экипаж с легкими колесами и
багажником, легкий в управлении и производящий достаточно энергии для своего
передвижения».
Последствия были фантастическими. В 1903 г. по итогам процесса
суд не только заставил одну компанию заплатить Селдену за патент, но и обязал
автопроизводителей создать ассоциацию, чтобы регулировать использование
патента. Члены созданной вскоре «Ассоциации лицензированных автопроизводителей»
(Association of Licensed Automobile Manufacturers
— ALAM) приобрели
патент у Селдена и должны были отчислять его обладателю 0.75% выручки с каждой
продажи автомобиля, включая импорт.
Никакого «автомобиля Селдена» по-прежнему не существовало,
зато старость законника была явно обеспечена.
Занятно, что автопроизводители смирились с этим узаконенным
безобразием. Сдается, что это объединение «рабов» Селдена в некую общность
давало им возможность вместе давить «новичков», шантажировать патентом, судить,
разводить... В конце концов, платеж все равно перекладывалось на покупателей,
зато патент Селдена давал возможность избранным «рулить» быстро растущей
отраслью. Достаточно сказать, что будущее и судьбоносной модели Т, и конвейера,
и империи Форда зависело от исхода «дела Селдена». И именно ассоциация ALAM, а не сам Селден,
обрушилась на Генри Форда, когда он отказался платить. Последний никаких
патентов не приобретал, благо еще в начале 90-х гг. XIX века сам строил более или менее
рабочие экземпляры авто.
Через месяц после создания Ford Motor Company суд потребовал от
Форда или присоединиться к ALAM,
или отказаться от выпуска автомобилей. Активы «селденцев», действовавших с
напором классического штатовского треста, оценивались тогда в десятки миллионов
долларов, а Форд «весил» $35 тыс. Но в США уже набирало силу антитрестовское
движение.
Последовало восемь лет судов, но Форд не отступал.
Противостояние переросло в пиар-кампанию с пламенными прокламациями, в которой
монополия грозила пользователям нелицензионных автомобилей судебным
преследованием, а Форд обещал им защиту, упирая на то, что повозка Селдена
никогда не существовала, а сам он построил авто первым в Детройте и третьим в
США. И вообще «мы всегда побеждаем», резюмировал Генри. Диктатура Селдена была
свергнута лишь в 1911 году (за год до истечения действия патента) и только
хитростью юристов.
Суд предложил построить автомобиль в соответствии с
патентом, что и было сделано. К чести изобретателя, машина работала, но ее конструкция
сильно отличалась от того, что делали в Детройте. В отличие от авто Форда и
прочих, у Селдена двигатель поворачивался вместе с передней осью, на которой
был размещен. Суд Нью-Йорка отменил рабство, а экипаж Селдена отправился в
музей Института Стивенса в США. Правда, некоторую силу патент Селдена сохранял
до истечения столетнего срока, а уж шлейф славы одного из праотцов автомобиля
тянется за американцем до сих пор.
|